рейс Фиджи-Вануату-Новая Каледония - рабочая операторская.

Рабочее место на научном судне "Southern Surveyor".

wpe9.jpg (21210 bytes)   Если идет картирование дна, то с 20 до 23 я сижу с левой стороны и прокладываю курс корабля на самом левом компьютере. Это Sun, на нем стоит Solaris и все этого боятся. Там же задаются опции для батиметрии. Батиметрия делается с помощью 132 эхолотов, которые синхронно посылают пучок сигналов перпендикулярно курсу корабля. На мониторе кроме запланированного курса показывается кусочек дна, который картируется в данный момент. Ширина картируемой полосы сильно зависит от глубины, от рельефа дна и от настроек эхолотов. Поэтому приходиться все время пристально смотреть, что происходит и корректировать картировочный курс, чтобы с одной стороны не оставалось белых пятен, а с другой экономилось время. Иногда бывает сложно с поворотами. Корабль не может поворачивать очень резко. Кроме того, резкие повороты делаются не   автопилотом, а в ручном режиме. И кривизна уже зависит от того, кто сейчас на мостике. Капитан делает плавные повороты, а второй помощник поворачивает гораздо резче. Поскольку они сменяют друг друга как раз в мое время, это тоже приходится учитывать. Нельзя подходить ближе чем на две мили к рифам, капитан их очень боится, иногда приходится устраивать гигантский слалом, чтобы и к рифам не подойти и нужные участки закартировать. В это же время я отвечаю за ведение вахтенного журнала, в который нужно как минимум раз в 15 минут записывать происходящее. С 23 до 2 я обычно сижу справа. Правый компьютер отвечает за другой прибор, который испускает сигналы сложной формы и переменной частоты. Если породы осадочные, они пропускают эти сигналы и можно определить мощность осадков и даже увидеть отдельные слои. Если дно покрыто базальтами или другими плотными породами, то  сигналы отражаются от поверхности и дают характерную картину. Этот прибор очень капризный, за ним постоянно нужно следить. Он то и дело теряет дно, сбиваясь на косяки рыб. Тогда его нужно покручивать, чтобы он снова начал рисовать то, что нужно. Кроме этого, нужно следить, чтобы уровень дна не выходил за пределы экрана. Иначе, будет невозможно синхронизировать данные по картированию и по структуре поверхности дна. Раз в час происходит синхронизация данных. В автоматическом режиме все скидывается на архивные диски, а в ручном мы меняем названия текущих файлов и отстраиваем очередной кусок карты на компьютере.



Back to main page